Психология больного ребенка

.

Проблемы психологии больного ребенка нередко рассматриваются лишь в связи с вопросами деонтологии. Однако в действительности они значительно шире. В частности, для создания оптимальных условий, способствующих благоприятному течению заболеваний, большое значение имеет изучение отражения болезни в речевой деятельности ребенка. Нами с Т. Н. Платоновой (1987) у детей, страдающих конституционально-экзогенным ожирением, исследовано психология больного ребенка заключается в негативном отношении к своему заболеванию и влияющие на него факторы. Проведен ряд экспериментально–психологических исследований у 50 больных в возрасте от 8 до 15 лет. Некоторые могли похудеть за 2 недели.

Проанализирован психологический анамнез больных. Для характеристики отражения болезни в речевой деятельности использованы метод беседы с ребенком и его родителями и методика самооценки Дсмбо – Рубинштейн в модификации Габриял. Применялись рисуночный тест, а также личностный вопросник Айзенка и методика фрустрационной толерантности Розенцвейга, которая изучает психологию больного ребенка, адаптированные в Ленинградском институте нейропсихиатрии им. В. М. Бехтерева.

Целям характеристики особенностей психики ребенка, страдающего ожирением, служат исследования, проведенные с помощью различных тестов интеллектуальности. Соответствующие психологические исследования тучных детей, не имеющих очевидных поражений мозга, обнаружили своеобразную и противоречивую картину. Так, исследования, проведенные по классической методике Бине и Симона, показали вполне благоприятную картину психологии больного ребенка, но тесты развития выявили значительно худшие результаты. Найденные расхождения рассматриваются некоторыми зарубежными исследователями в качестве показателя, говорящего о наличии у детей с ожирением шизоидных признаков. У части детей, страдающих ожирением, обнаруживаются не инициативность, отсутствие самостоятельности, незрелость суждений, что рассматривается в качестве аномалий основной психической структуры.

Изучение психологии больного ребенка

Легко видеть, что результаты исследований психологии больного ребенка с помощью тестов интеллектуальности, а также приведенные выше оценки родителями уровня психического развития детей, страдающих ожирением, в известной мере совпадают. Воздействия различных отрицательных факторов на мозг, снижение подвижности ребенка, необычное отношение к нему окружающих людей, особенно детей, которые очень часто избирают тучных сверстников в качестве мишеней для насмешек, естественно, отражается на психике ребенка. При этом эктопический ритм Не нарушается.

Рассмотренные данные, характеризующие психологию больного ребенка с ожирением, дают основания для заключения о необходимости пристального внимания к его поведению и развитию, так как изучение этих важных показателей не только может пролить свет на индивидуальные особенности патогенеза заболевания, но и быть полезным при назначении лечения.

Как уже отмечалось, некоторые особенности психики ребенка с ожирением могут быть связаны с повреждением мозга и развитием самого заболевания, т. е. иметь вторичный характер. Следует, однако, считаться и с тем, что первичное психогенное нарушение высшей нервной деятельности при соответствующих конституциональных предпосылках также может быть одним из факторов, способствующих развитию ожирения, тем самым психология больного ребенка вносит серьезный вклад в развитие или препятствию болезни. Об этом, в частности, говорят приведенные выше данные, устанавливающие связь во времени между психической травмой и началом развития ожирения у ребенка.

Интересно:
.
Поиск по сайту
_